Личный кабинет
Войти с паролем

Владимир Клементьев, г. Сургут

Привет всем водномоторникам. Как начинающим, так и бывалым.

У тех, кто увлекается отдыхом на воде с использованием водномоторной техники, неизбежно возникает вопрос какой ПЛМ приобрести на свою лодку. Ну, во-первых я бы для начала определился с географией, это конечно же Япония. Это всем известная троица: Сузуки,Хонда, Ямаха. Есть еще конечно Меркури, у которой некоторые модели собираются в Японии, и японская Тохатцу. Но по определенным причинам мне продукция этих брэндов не нравиться. Что касается вышеназванной японской троицы. Моё мнение : моторы по качеству идентичны и находятся на высоком технологическом уровне, выбор какой марке и модели отдать предпочтение определяют только мелочи, и своеобразные «фишки» присущие определенной марке. Я выбрал Сузуки, и вот почему…

Первым делом при поиске подходящего ПЛМ у Вас, конечно же всплывет в памяти Ямаха. Знаменитый брэнд, занимающий значительную долю рынка в данном сегменте. Но есть несколько моментов, которые меня не сделали клиентом Ямахи. Большой и запутанный модельный ряд (в основном 2-х тактных моделей).

Нужно быть продвинутым пользователем, чтобы понять что к чему, и что в итоге выбрать. У Сузуки в этом плане всё интуитивно понятно. У Сузуки корпус дейдвуда ПЛМ всегда крепче, это проверено не одним топляком, дело может быть в толщине металла или используемой маркесплава, но факт остается фактом- у Ямахи слабый металл на «ноге»( у моделей в среднем мощностном диапазоне). И у Сузуки есть своя «фишка»-при одинаковой мощности с конкурентами, объем цилиндров всегда выше, т.е мотор более тяговитый, и редуктор у Сузуки как правило имеет грузовое передаточное число. Эти три фактора для меня и явились определяющим при выборе марки ПЛМ.

Еще одна приятная мелочь-только у Сузуки в мощностном диапазоне 50-60 л.с имеется длина дейдвуда S,принимая во внимание, что все лодки советского периода имеют короткий транец, и Вы допустим владелец казанки ,то ваш выбор только Сузуки. Так называемый «морской сапог» уместен как правило только на водохранилищах и море, а на реке я однозначно бы выбрал лодку с коротким транцем. И кстати касаемо длины дейдвуда, при выборе плм-25 л.с под короткий транец я столкнулся с тем что у Ямахи 2-тактной,(25 л.с 4 такта тогда у них не было) дейдвуд S значительно больше стандартных 381 мм., в результате за кормой гарантировано будет «петух»,т.е нужно ставить на транец проставку, чтобы поднять АКП мотора относительно киля. Для чего и почему Ямаха делает такие нестандартные дейдвуды на своих моторах мне не понятно. У Сузуки что у 2-х тактных,что у 4-х тактных моделей дейдвуд стандартой длины и всё встаёт на транец без проблем. Если Вы обслуживаете свой мотор самостоятельно, то Сузуки в этом смысле предпочтительнее, т.к при замене свечей, фильтра, слива воды из отстойника Вам не надо разбирать для этого пол-мотора. Всё доступно и легко. И еще, Сузуки на своих DF использует только цепь ГРМ, как никак риск загнуть клапана менее вероятен чем в варианте с ремнем, хотя бывает и цепь рвётся (такое случается на автомобильных моторах).

На ряду с Ямахой у Сузуки доступный сервис-центр(в моём городе),и самое главное- у Сузуки оптимальное соотношение цена-качество, т.е Вы не платите еще 15-20 % за надпись Сузуки на капоте как в случае с Ямахой при одинаковом качестве моторов. Заканчивая вступительную часть не могу не упомянуть о ПЛМ Хонда. Моторы значительно дороже Сузуки и Ямахи, это было, есть и видимо будет. По качеству и надежности Хонда не превосходит ни Сузуки ни Ямаху, особенно на ту разницу в цене. У данной фирмы есть откровенно неудачные модели, и спорные технические решения. Как например три карбюратора на три цилиндра, так как в процессе эксплуатации неизбежно придется делать их синхронизацию, то при отсутствии сервиса в России это будет проблемой. Хонда кстати в своих ПЛМ использует наработанный опыт в сфере производства автомобилей, т.е берет за основу свои автомобильные моторы меняя лишь их конфигурацию, система VTEC в их ПЛМ оттуда же.

Основная фишка Хонды-тихая и беззвучная работа мотора на холостых. И на этом пожалуй все достоинства Хонды….Для меня настораживающим фактором в случае Хонды было то, что она в отличии от Сузуки и Ямахи не комплектует свои моторы винтами собственного производства(она их просто не производит), а ставит винты фирмы Солас, которые за исключением одной модели(Нью Сатурн) являются лишь затычкой для редуктора. Моторы Хонда в отличии от Сузуки «пустые» и это за такие деньги ? В общем по моему личному мнению ПЛМ Хонда это такая «религия» определенной части водномоторников, которые принимают её такой какая она есть. Ну и последнее. У каждой фирмы есть свои удачные и неудачные модели (курите профильные форумы). Сузуки в этом плане не исключение, но мне попадались только удачные модели СУЗУКИ.

За последние 11 лет у меня было 4 модели этой фирмы. Три 2-х тактные и одна 4-х тактная-«DF25 V-twin», последний у меня уже 8 лет в использовании.


Сузуки DT-2.2 (S).

Приобретался в 2006 году, использовался 2 сезона. Маленький, легкий и удивительно мощный для своих габаритов. Использовался на небольшой надувной лодке Фрегат(размер сейчас уже наверно не вспомню). Практически выводил меня одного в лодке на глиссирующий режим, чуть-чуть не хватало ему сил для этого(где-то 0.3 л.с), при наличии 2-х человек устойчиво выводил лодку на переходный режим. Втроём уже получалось «подводная лодка»,т.к при движении против течения нос лодки начинал уходить под воду. Не рассчитана была надувнушка на такой вес, а вот мотор на удивление тянул такую нагрузку. Жалею что продал, т.к для рыбалки на недоступные автотранспортом таёжные озера среди болот и мелеющие в августе таёжные речки был идеальный вариант. Не ломался. Один раз попала вода в карбюратор, и мотор заглох, а еще был случай, что предохранительная шпонка на винте разлетелась.

В отзывах в Сети по данному мотору в основном только положительные моменты, и я их разделяю. К моему сожалению, эта модель снята с производства.


Сузуки DT-5 Y(S).

Я не владелец. Попал в мои руки в 2015 году на реанимацию после 3-х месячного пребывания под водой. Мотор вроде как официально в Россию не поставлялся (на корпусе мотора есть надпись насчет Северной Америки и Канады), корпус и капот белого цвета как у моторов Джонсон. Производство начало 2000-х годов, т.е мотору где-то около 15 лет. Мотор мною был разобран, промыт авиационным керосином, собран обратно и заведен в гараже, без воды.

Так получилось, просто я не поверил, что мне удалось его привести в рабочее состояние, и дернул пусковой шнур так сказать на «шару». А он сразу же и завелся !!!. Дальнейшие испытания проводились мною уже на воде, мотор был установлен на надувную лодку Фрегат-280. Троллил на этом комплекте 3 часа, кстати, это был мой первый троллинг на двухтактном моторе. Я удивлен. Никакой разницы по сравнению с 4-х тактным мотором( сравниваю с «DF25 V-tin»),работает на удивление так долго и ровно на холостых, что я перестал верить в неспособность троллинга на 2-х тактных моторах, свечи не засирает ,хотя я делал топливную смесь с двухкратным превышением масла. За один выезд отходил на этом моторе 50 км. Вдвоём-скорость 25-26 км\ч-глиссирующий режим. В одного, чуть больше 30 км\ч, но лодка неудачная, на мой взгляд, на такой скорости теряется управление, и я чуть не перевернулся на небольшой волне. Хотя лодка рассчитана под мотор до 8 л.с. В конце сезона комплект был продан.


Сузуки DT 15 (S).

Приобретался в 2007 году.(N786639), потом в начале сезона была приобретена надувная лодка Квиксильвер 380(производство Ю.Корея-корпорация Меркури), вес -100 кг.. Мотор Сузуки был приобретен по совету опытного водномоторника. Попутно я смотрел на Меркури 15 и Тохатцу 18. Насчет Меркури-15 . Его приобретают в основном из-за типа крутой «фишки»-мультирумпеля, т.е управление газом и переключением передач происходит одной рукой, т.к всё расположено на румпеле. Но объем цилиндров у Мерка по сравнению с Сузой меньше, тяга соответственно меньше и главное , что я тогда услышал-Мерк это единственный из «нормальных» подвесников (китайские модели в расчет не беру) с которыми на воде регулярно происходит «секас» т.е они с завидной регулярностью ломаются.

Я до сих пор придерживаюсь этого мнения, возможно предвзятого, т.к у Меркури есть отдельные удачные модели. Тохатцу-18 у меня отпал после внешнего осмотра мотора. Чувствуется экономия на материалах, например пластмассовая шестеренка в румпеле ??!!, и надо сказать мои сомнения имели своё подтверждение. Знакомый приобрел новый Тохатцу-18,и жаловался что мотор как бы «не едет». При осмотре выяснилось, что пресловутая шестеренка сломалась и вследствие чего газ полностью не открывался. Некоторое время управлял его лодкой под Тохатцу-18,не понравилось как переключаются передачи. 3 л.с на которые Тохатцу-18 превышает Сузуки-15 ровным счетом ничего не дают в скоростном плане. Это выяснилось практическим путем. Моя лодка имела загрузку-3 человека, у знакомого под тохатцу-18 -2 человека. На максималке шли вровень. Скорее всего эти 3 л.с проявят себя лишь при большей загрузке лодки. Ну в общем я тогда порадовался что выбрал Сузу а не Тоху. Что касается использования Сузуки-15 на Квиксильвере-380. Мотор поначалу не хотел садиться на транец. Транец у лодки оказался толстым и мощным, рассчитанным на 25-30 л.с и вес в 80 кг. Пришлось менять фанерную накладку на транце.

Далее, мои впечатления. 15 л.с оказались маловаты для этой лодки с хорошей загрузкой. Максимум 3 чел. + снаряжение, если добавить 4-го пассажира, то начинается «дельфин» и лодка падает с «глисса», а вот налегке мне очень понравилось, очень быстрый разгон характерный для 2-х тактного мотора с минимальным дифферентом лодки. Я люблю гонки на воде, люблю подрифтовать по узким извилистым старицам уходящим на десятки километров от русла реки Лямин в глубь тайги. И Сузука-15 дала этим насладиться сполна, мотор легкий и достаточно мощный для пустой лодки, в крутых поворотах на полном газе идет занос кормовой части лодки, подхвата воздуха винтом нет, т.е скорость не падает, а лодка уходит в плавный боковой занос. Ну чем ни дрифт? Кстати «DF25 V-twin» меня лишил этого удовольствия. С ним никакого скольжения и заноса нет, в поворот лодка под ним заходит как по рельсам, но до определенного угла, дальше винт хапает воздух. В результате этих гонок чуть не перегрел 15-ку.

Носился по сорам, и оглянулся назад только когда повалил дым из мотора. Между транцом и дейвудом мотора оказалась целая охапка хвороста, нарубил винтом кустарник росший в устье реки. В дальнейшем после этого случая эксплуатация мотора проходила без каких либо поломок, т.е перегрев мотор выдержал. Ну в целом моё мнение, что Suzuki DT15 является лидером в своём классе до сих пор.


Сузуки «DF25 V-twin»

N_02502F-782568.2007 г.в., приобретался в начале 2008 года. Необычная «мотоциклетная» компоновка мотора, т.е это горизонтальная V-образная двушка, звук мотора на небольших оборотах соответствующий, похож на мотор Харлей Дэвидсон. Мотор очень тяговитый, на Квиксильвере-380 вывозил на глисс 6 человек с грузом, правда, не сразу, пришлось экспериментировать с углом установки дейдвуда, около 700 метров шел на переходном режиме, потом постепенно, постепенно вышел на глисс. Если Вы прочтете в отзывах про Сузуки «DF25 V-twin» , что этот мотор вывел сов.лодку Прогресс с 5 человеками на борту в глиссирующий режим, то этому надо верить. Со стальным 14-м винтом Солас Нью Сатурн смог достичь скорости около 50 км\ч, но управлять лодкой на такой скорости сложно и опасно, надувнушки не рассчитаны на такие скорости, кроме спорт.катамаранов.

В процессе эксплуатации у меня сложилось мнение, что инженеры Сузуки не до конца сделали мотор. Поясню. Есть этот же мотор в версии 20 л.с (в Россию он не поставлялся),т.е это крайне дефорсированная версия, 25 л.с тоже на мой взгляд дефорсирован, т.к при таком объеме цилиндров и тяге он должен быть в нормальной версии-30 л.с, а при доработке карбюратора спокойно можно было бы получить все 35 л.с. С V-twin, Сузуки надо было пойти по пути более мощных моторов, как например они сделали 1,5 литровый мотор в варианте 70\80\90 л.с. Ну вместо этого они вообще сняли V-twin c производства, заменив его новой инжекторной моделью 25\30 л.с. В отзывах некоторые высказывали мысль, что V-twin оказался неудачным мотором и поэтому он якобы и был снят с производства. Скажу как владелец, что ничего подобного. За 8 лет никаких поломок. Просто мода диктует сейчас свои правила. А в моде сейчас инжекторные 4-х тактники. Кстати насчет инжектора. На момент покупки V-twin в продаже был еще инжекторный Меркури 25\30 л.с. И я рассматривал его как вариант, но мне не понравилось грубоватое исполнение мотора, цена(значительно выше V-twin ),ну и надежность инжектора была под сомнением, тем более на Меркури. Хотя мотор хвалят. Вроде как удачная модель и производство-Япония, хотя Меркури большую часть своих моторов делает в Китае.

У Сузуки DF25 V-twin, как у всякого мотора есть свои недостатки и достоинства. С чем Вы столкнётесь при его покупке, эксплуатации и обслуживании? Заливать масло в картер крайне неудобно, из-за узкой горловины заправочного отверстия, я до сих пор не смог купить соответствующую воронку, а залить масло без неё невозможно. В первый раз я наверно треть масла пролил мимо, и всё это попало в воду , пользуюсь сейчас самодельной воронкой вырезанной из алюминиевой банки. Необходимо следить за затяжкой крепежных винтов на боковых панелях кожуха мотора, они от вибрации откручиваются, но потерять их невозможно, они не съемные. Я один раз несколько лет назад их подтянул, потом, сколько не проверял, винты были нормально затянуты. Для самостоятельного обслуживания мотор вообще сказка !!! на мой взгляд любой мужчина справиться без проблем, кроме безруких. Всё доступно, ничего снимать\разбирать кроме капота не надо, инструменты идут в комплекте. Единственное что для замены масла в редукторе желательно использовать мощную ударную отвертку.

Мотор гарантировано заводиться с 2-3-го рывка пускового шнура при любой температуре. На холостых некоторых людей неприятно поражает вибрация (только на прогретом моторе),это обусловлено конструкцией 2-х цилиндрового мотора, при увеличении оборотов она уменьшается, я несколько увеличил обороты холостого хода, чтобы снизить данную вибрацию, но в целом она меня никак не беспокоит. Звук мотора при увеличении оборотов от холостых напоминает звук мотора мотоцикла Харлей Дэвидсон (у того тоже V-образная двушка, но с вертикальным расположением цилиндров), дальше при увеличении оборотов тональность звука мотора меняется, но характерный звук V-образного двигателя остается. На полных оборотах мотор тихий, могу сравнить с Сузой DT-15,если звук дтшки я слышал на реке за несколько километров, то V-twin я начинаю слышать только где-то за 200 метров максимум. На холостых очень тихий, но конечно же не Хонда :)

По расходу бензина на полных оборотах делает 15-дтшку вчистую !!! полного бака-25 литров хватает где-то на 150 км. Что еще понравилось. Мелководный режим, на дейдвуде три положения, на последнем винт наполовину выходит из воды. Очень удобно, у Сузуки кстати хорошо продуман мелководный режим на моторах. Пара мелочей, которые надо учесть при подъёме дейвуда мотора из воды. Я подымаю мотор весом 72 кг. за заднюю выемку на капоте, и рано или поздно из-за этого возникает люфт защелки капота к мотору. Необходимо будет в дальнейшем отрегулировать положение защелки на капоте. Но это просто. Еще есть такой момент, что когда, опустив мотор в нормальное положение, Вам необходимо снять ногу мотора с фиксации от подъёма на задней передаче. На эту фиксацию дейдвуд становиться автоматически при его опускании. Забудете снять защелку, и зафиксированная нога преподнесет Вам сюрприз при столкновении, с чем-либо под водой. Хотя по своему опыту могу сказать, что корпус редуктора ПЛМ Сузуки очень хорошо держит удары, тут либо транец оторвет, либо мотор в воду улетит. Ну и вес мотора конечно не радует-я столько же вешу :). Я перевожу мотор в специальной сумке-чехле в Паджеро Спорт, поперек багажника он ложиться идеально, но таскать даже втроём тяжело, а грузить\снимать еще тяжелее из-за высокого уровня багажника. Ставить мотор на лодку тот еще «секас» :) реально таскать мотор только вдвоём, т.к третьему там просто не за что взяться. Есть еще такой нюанс при перевозке мотора. Если он будет лежать строго горизонтально, то всё о-кей, но даже небольшие отклонения от горизонтали(в сторону головы ?) вызывают попадание масла в цилиндры. На машине задний жесткий мост, т.е подвеска зависимая, кидает корму паджеры по бездору будь здоров., в общем масло в цилиндры Сузуки я ловлю где в 50 % случаях перевозки.

Моё мнение, тяжелый 4-х тактник это стационарный мотор. V-twin я в общем-то и покупал с расчетом перехода на «кастрюлю» размером 4,2-4,3 метра, типа Обянки\Крыма или РИБа. Чтобы управлять этим мотором в румпельном исполнении, необходима хорошая физическая подготовка. У меня знакомые попробовав эту Сузуку постоянно об этом мне говорят, т.к им тяжело откидывать мотор и управлять лодкой под румпелем даже по гладкой воде. Меня же устраивает в этом плане всё. Видимо привык. Продолжаю «дрифтовать» Но здесь в отличии от 15-ки свои нюансы. Заноса лодки в поворотах нет, заходит как по рельсам, но в одного очень опасно, вылететь с лодки можно в один момент под действием центробежной силы, идеально вдвоём получается, т.к можно в поворотах перемещать вес с борта на борт, на максимальной скорости-47-48 км\ч я прохожу узкий (ширина 2 метра, длина 10 метров) S-образный перешеек между двумя старицами на полном уровне адреналине , На 15-ке у меня этот трюк не получался ,просто бы вынесло лодку боком на берег в дерево.

По запчастям и ценам на эти запчасти. Расходники в общем-то не дорогие. Свечи кстати на моторе автомобильные, (интересно от какого автомобильного мотора Сузуки ?), в автомагазине они дешевле, масляный фильтр идентичный с моделью DF50, подбирать автомобильные масляные фильтры взамен оригинальных не советую, гарантированно поймаете клин. Масло что в картер, что в редуктор подходит любое с соответствующей маркировкой. От автомобиля масло не советую, не те характеристики. За 8 лет эксплуатации была только одна механическая поломка. Выскочил в районе Сургута из Тромъегана на Обь, попал на волну под метр. Идти в переходном режиме не захотел, т.к на надувнушку в этом случае заливает волной, пошел на полном. Вернее не пошел, а стал прыгать с волны на волну, мотор регулярно работал в воздухе, транец лодки стал выгибаться дугой, пока я смотрел на транец и раздумывал сколько он так еще протянет, ко мне прилетел пассажир сидящий в носу лодки, и затормозил ударившись головой в рукоятку переключения передач на моторе. Хорошая волна попалась однако :), Мотор остался работать на включенной передней передаче, а вот деталька из вала сцепления под названием SHAFT/CLUTCH разлетелась вдребезги. Стоит недорого( в районе 1 тыс.руб), заменил самостоятельно, ждал из Японии вот только долго. В дальнейшем пока ждал запчасть, снял блокировку от заводки мотора на включенной передаче, и просто на просто заводился на включенной передаче. Но не все запчасти на моторы Сузуки стоят так дешево. Например капот на мой мотор стоит 25 тыс.руб.

Еще раз повторюсь. Управлять тяжелым мотором в румпельном варианте в шторм очень тяжело. Несколько раз выбивало волной румпель из руки, т.е я физически не в состоянии был его удержать, и лодку разворачивало боком к волне. Спасибо лодке, реально морская спасательная шлюпка(как её описывает производитель), была бы «кастрюля» под румпельным управлением, меня бы просто перевернуло на боковой волне.


В планах приобрести мотор Сузуки DT-15 (опять).

Нужен легкий и мощный мотор для одного в лодке, и пригодный так же для переноски одним человеком. Старый, добрый Сузуки DT-15 вроде остался тем же, только стал легче и удобнее в транспортировке. А в далёких планах у меня приобретение лодки-моногидрона с глубоким V для души так сказать :), и мотор 70-90 л.с.,а может быть 115 л.с ? Если с лодкой я еще разбираюсь, то с мотором уже определился : Суза 70\80\90. Опять же при выборе всплыл вечный конкурент Сузуки, Ямаха-70 с форсированным литром объема, но на мой взгляд Ямаха-70 хороша только из-за своего веса, т.е если устанавливать его на короткую легкую лодку, то да, тут иного выбора нет. А вот если в планах тяжелый катер, то тут Сузука 70\80\90 с объемом 1,5 литра и мощной редукцией на мой взгляд будет вне конкуренции

По моим наблюдениям, Сузуки в настоящее время очень сильно продвинулся в России на рынке ПЛМ по сравнению с прошедшим 15-летним периодом,тогда в основном все были на Ямахе и Меркури, а Сузуки была в некотором роде экзотика :), у меня сейчас много знакомых, которые приобрели ПЛМ данной фирмы, и по отзывам очень довольны. Мне хвалили например и Сузуки 30 и Сузуки DF15 (старую модель). Секрет успеха Сузуки я считаю здесь очень прост: грамотная ценовая политика вкупе с хорошим качеством продукции, и это несмотря на то что производство ПЛМ постепенно переносится из Японии в Юго-Восточную Азию (Таиланд).

Цель моего столь подробного обзора ПЛМ Сузуки, не реклама продукции данной фирмы, или фанатичная принадлежность к данной марке . Как я уже писал, конкуренты Сузуки делают ПЛМ на идентичном высоком технологичном уровне, а выбор потребителя на мой взгляд должен зависеть только от «мелочей», которые впрочем потом оказываются очень важными на воде. Продавцы в салонах водномоторной техники в таких вопросах, как правило немногословны. Выбирать свой ПЛМ только Вам, и только основываясь на своих знаниях.



Автор: Владимир Клементьев

Примечание: стиль, орфография и пунктуация автора сохранены.

Мотор лодочный Suzuki DT15AS Мотор лодочный Suzuki DT15AS
Мощность: 15 л.с.
Тактность: 2-тактный
Управление: румпельное
Транец плавсредства: 381 мм
Вес: 33 кг

Мотор лодочный Suzuki DF25AS Мотор лодочный Suzuki DF25AS
Мощность: 25 л.с.
Тактность: 4-тактный
Управление: румпельное
Транец плавсредства: 381 мм
Вес: 62 кг

Другие отзывы о моторах Suzuki