КАК Я ВЫБИРАЛ МОТОР
Здравствуйте. Река Лена является одной из самых больших рек мира, и третей по величине рек России, на берегу которой мы живем, и было бы неправильно не иметь при этом лодку с лодочным мотором. С такими соображениями было принято решение купить для начала хотя бы пвх лодку. Выбор пал при этом на корейскую лодку SunMarine 420 IB с максимально разрешенным подвесным мотором мощностью 40 сил.
Выбор и покупка лодочного мотора оказалась сложной задачей, т.к. наличие на рынке множества моторов разных именитых производителей, не говоря о недорогих китайских моторах, принуждает нас копаться на форумах в интернете, расспрашивать у знакомых, чтобы сделать правильный выбор. У нас на Севере славятся моторы фирмы Yamaha, как неприхотливые и ремонтопригодные лодочные моторы, но они, как правило, стоят дороже, чем конкуренты других фирм.
Я выбирал между такими производителями как Suzuki, Mercury, Tohatsu, Yamaha. Решено было покупать двухтактный мотор на 30 л.с. с дистанционным управлением. Порывшись в интернете, сделал сравнительную таблицу технических характеристик этих моторов.
Технические характеристики | Модели лодочных моторов | |||
Mercury 30E | Tohatsu M30 | Yamaha 30HWCS | ||
Мощность, л.с. | 30 | 30 | 30 | 30 |
Рабочий объем, см3 | 499 | 429 | 429 | 496 |
Диаметр и ход поршня, мм | 71х63 | 68х59 | 68х59 | 72х61 |
Степень сжатия | 6,5:1 | 9,87:1 | 9,87:1 | 7:01 |
Максимальные обороты, об./мин | 5000-5600 | 4800-5500 | 5150-5850 | 4500-5500 |
Передаточное отношение редуктора | 2,09:1 | 1,92:1 | 1,92:1 | 2,08:1 |
Шаг винта в комплекте | 13 | 13 | 13 | 12 (Обычно) |
Из таблицы видно, что мощности всех моторов идентичные, но технические данные, из которых образуется мощность мотора на винте, отличаются. Самый большой рабочий объем имеет Suzuki dt30, затем идет Yamaha 30H, у Mercury 30E и Tohatsu M30 рабочие объемы значительно меньше. Как этим производителям удалось вытянуть из меньшего объема 30 сил? Диаметры и ходы поршней у Suzuki и Yamaha практически одинаковые, у Yamaha чуть меньше ход поршня, но больше диаметр, чем у Suzuki. А у Mercury и Tohatsu (выяснилось, что эти моторы одинаковые), как и предполагалось из рабочего объема, эти показатели ниже. А вот тут кроется ответ на поставленный выше вопрос, по степени сжатия самый низкий показатель имеет Suzuki – 6,5, затем идет Yamaha – 7, у братьев Mercury и Tohatsu значительно выше и составляет 9,87. Как я знаю, повышая степень сжатия двигателя, можно добиться повышения мощности мотора, сохраняя топливную экономичность, но для этого требуется использование высокооктанового топлива, чтобы избежать детонации при воспламенении топливно-воздушной смеси. При повышении степени сжатия шатунно-поршневая группа испытывает повышенные нагрузки, т.к. повышается давление на поршень, повышается максимальное количество оборотов двигателя, это все в конечном итоге влияет на ресурс двигателя. Однако я уверен, что такие именитые производители, как Mercury и Tohatsu, позаботились о повышении ресурса моторов, методом использования более прочных деталей двигателя. Но все это сводится на нет, когда речь идет о качестве нашего бензина. Если по какой-то причине (это рано или поздно случится) залить плохой бензин с сомнительным октановым числом, то двигатель с высокой степенью сжатия будет работать на износ, т.к. детонация сравнима с ударом молотка по поршню, тогда как двигатели с малой степенью сжатия легче переносят низкооктановое топливо. Далее приведу таблицу, где можно увидеть рекомендуемые марки бензина в зависимости от степени сжатия двигателя.
Обозначение | Нормативный документ | Октановое число | Рекомендуемая степень сжатия | |
Моторный метод | Исследовательский метод | |||
А-72 | ГОСТ 2084-77 | 72 | - | 7 |
А-76 | ГОСТ 2084-77 | 76 | - | 7,5 |
АИ-80 | ГОСТ Р 51105-97 и ТУ 38.001165-97 | 76 | 80 | 8 |
АИ-91 | ГОСТ Р 51105-97 | 82,5 | 91 | 9 |
АИ-92 | ТУ 38.001165-97 | 85 | 92 | 9,2 |
АИ-93 | ГОСТ 2084-77 | 85 | 93 | 9,3 |
АИ-95 | ГОСТ Р 51105-97 | 85 | 95 | 9,5 |
АИ-96 | ТУ 38.001165-97 | 85 | 96 | 9,6 |
АИ-98 | ГОСТ Р 51105-97 | 87 | 98 | 10 |
Если верить таблице то на Suzuki и Yamaha можно залить бензин вплоть до А-72 (я никого не призываю к этому, но это говорит о высокой детонационной стойкости двигателя), а в Mercury и Tohatsu должно заливаться топливо с октановым числом не ниже АИ-96. Однако все-таки надо заливать тот бензин, который указан в паспорте мотора (АИ-92). Слышал от знакомых байки, что на севере ездят на ямахах на 80 бензине без всяких проблем.
По максимальным рабочим оборотам выигрывает Tohatsu за счет короткого хода поршней и высокой степени сжатия. Как правило, на короткоходных двигателях максимальная мощность и крутящий момент достигается на высоких оборотах, а у двигателей с длинным ходом поршней на средних оборотах. Почему-то у Mercury урезали максимальные обороты, или это маркетинговый ход.
Самое высокое передаточное отношение редуктора имеют опять же Suzuki и Yamaha. Чем выше передаточное отношение, тем выше крутящий момент на винте, но ниже скорость вращения винта, т.е. мотору легче крутить винт и при нагруженной лодке, лодка легче выходит на глиссер, но с потерей максимальной скорости на пустой лодке. Редукторы у Mercury и Tohatsu «скоростные» и при сочетании с высокооборотистым мотором в случае с Tohatsu (5850 об/мин), становятся еще более скоростными, но теряют при этом крутящий момент. Такие моторы предпочтительны на легких лодках без груза, т.к. имеют преимущества в максимальной скорости, но для езды с грузом можно подобрать грузовой винт.
Штатные винты у моторов кроме Yamaha имеют шаг 13. У Yamaha штатный винт обычно бывает 12 шага, реже в комплект кладут винт 13 шага.
Все эти данные были получены из интернета, так что достоверность данных я не гарантирую, кроме Suzuki (данные были сверены с паспортом моего мотора).
В итоге выяснилось что Suzuki и Yamaha более грузовые моторы с большим крутящим моментом на винте, а Mercury и Tohatsu более скоростные моторы для легких лодок.
Так как я планирую большую часть времени ездить с грузом и не собираюсь бить рекорды по скорости, выбор пал на Suzuki. По всем техническим характеристикам он чуть-чуть выигрывает у Yamaha. А также в пользу Suzuki сыграла цена.
Mercury и Tohatsu тоже отличные моторы, но для других целей.
У каждого свои требования к моторам, правильный ли выбор я сделал покажет время.
Далее приведу фотографии момента покупки мотора и первый спуск на водные просторы реки Лена.
Первый пуск мотора порадовал тихим приятным рокотом при холостых оборотах. Ходовые качества в данный момент в полной степени не проверял, т.к. мотор находится в процессе обкатки, но уверен, что мотор меня не разочарует.
Спасибо что прочитали до конца!
Автор: Антоев Карл, г. Якутск
Примечание: стиль, орфография и пунктуация автора сохранены.
Отзывы о моторах Suzuki, участвующиев Конкурсе
-
Мотор лодочный Suzuki DT30RS
- Объем двигателя 499 см³
- Управление дистанционное
- Контроллер д/у механический
- Запуск ручной/электростартер
- Подъем ручной