Лодочные моторы и аксессуары Автомобили Мотоциклы и ATV The ULTIMATE 4-stroke outboard
Войти

Антоев Карл, г. Якутск, Suzuki DT30RS

КАК Я ВЫБИРАЛ МОТОР

Здравствуйте. Река Лена является одной из самых больших рек мира, и третей по величине рек России, на берегу которой мы живем, и было бы неправильно не иметь при этом лодку с лодочным мотором. С такими соображениями было принято решение купить для начала хотя бы пвх лодку. Выбор пал при этом на корейскую лодку SunMarine 420 IB с максимально разрешенным подвесным мотором мощностью 40 сил.

Выбор и покупка лодочного мотора оказалась сложной задачей, т.к. наличие на рынке множества моторов разных именитых производителей, не говоря о недорогих китайских моторах, принуждает нас копаться на форумах в интернете, расспрашивать у знакомых, чтобы сделать правильный выбор. У нас на Севере славятся моторы фирмы Yamaha, как неприхотливые и ремонтопригодные лодочные моторы, но они, как правило, стоят дороже, чем конкуренты других фирм.

Я выбирал между такими производителями как Suzuki, Mercury, Tohatsu, Yamaha. Решено было покупать двухтактный мотор на 30 л.с. с дистанционным управлением. Порывшись в интернете, сделал сравнительную таблицу технических характеристик этих моторов.

Технические характеристики

Модели лодочных моторов

Suzuki dt30rs

Mercury 30E

Tohatsu M30

Yamaha 30HWCS

Мощность, л.с.

30

30

30

30

Рабочий объем, см3

499

429

429

496

Диаметр и ход поршня, мм

71х63

68х59

68х59

72х61

Степень сжатия

6,5:1

9,87:1

9,87:1

7:01

Максимальные обороты, об./мин

5000-5600

4800-5500

5150-5850

4500-5500

Передаточное отношение редуктора

2,09:1

1,92:1

1,92:1

2,08:1

Шаг винта в комплекте

13

13

13

12 (Обычно)

Из таблицы видно, что мощности всех моторов идентичные, но технические данные, из которых образуется мощность мотора на винте, отличаются.  Самый большой рабочий объем имеет Suzuki dt30, затем идет Yamaha 30H, у Mercury 30E и Tohatsu M30 рабочие объемы значительно меньше. Как этим производителям удалось вытянуть из меньшего объема 30 сил? Диаметры и ходы поршней у Suzuki и Yamaha практически одинаковые, у Yamaha чуть меньше ход поршня, но больше диаметр, чем у Suzuki. А у Mercury и Tohatsu (выяснилось, что эти моторы одинаковые), как и предполагалось из рабочего объема, эти показатели ниже. А вот тут кроется ответ на поставленный выше вопрос, по степени сжатия самый низкий показатель имеет Suzuki – 6,5, затем идет Yamaha – 7, у братьев Mercury и Tohatsu значительно выше и составляет 9,87. Как я знаю, повышая степень сжатия двигателя, можно добиться повышения мощности мотора, сохраняя топливную экономичность, но для этого требуется использование высокооктанового топлива, чтобы избежать детонации при воспламенении топливно-воздушной смеси. При повышении степени сжатия шатунно-поршневая группа испытывает повышенные нагрузки, т.к. повышается давление на поршень, повышается максимальное количество оборотов двигателя, это все в конечном итоге влияет на ресурс двигателя. Однако я уверен, что такие именитые производители, как Mercury и Tohatsu, позаботились о повышении ресурса моторов, методом использования более прочных деталей двигателя. Но все это сводится на нет, когда речь идет о качестве нашего бензина. Если по какой-то причине (это рано или поздно случится) залить плохой бензин с сомнительным октановым числом, то двигатель с высокой степенью сжатия будет работать на износ, т.к. детонация сравнима с ударом молотка по поршню, тогда как двигатели с малой степенью сжатия легче переносят низкооктановое топливо. Далее приведу таблицу, где можно увидеть рекомендуемые марки бензина в зависимости от степени сжатия двигателя.

Обозначение

Нормативный документ

Октановое число

Рекомендуемая степень сжатия

Моторный метод

Исследовательский метод

А-72

ГОСТ 2084-77

72

-

7

А-76

ГОСТ 2084-77

76

-

7,5

АИ-80

ГОСТ Р 51105-97 и ТУ 38.001165-97

76

80

8

АИ-91

ГОСТ Р 51105-97

82,5

91

9

АИ-92

ТУ 38.001165-97

85

92

9,2

АИ-93

ГОСТ 2084-77

85

93

9,3

АИ-95

ГОСТ Р 51105-97

85

95

9,5

АИ-96

ТУ 38.001165-97

85

96

9,6

АИ-98

ГОСТ Р 51105-97

87

98

10

Если верить таблице то на Suzuki и Yamaha можно залить бензин вплоть до А-72 (я никого не призываю к этому, но это говорит о высокой детонационной стойкости двигателя), а в Mercury и Tohatsu должно заливаться топливо с октановым числом не ниже АИ-96. Однако все-таки надо заливать тот бензин, который указан в паспорте мотора (АИ-92). Слышал от знакомых байки, что на севере ездят на ямахах на 80 бензине без всяких проблем.

По максимальным рабочим оборотам выигрывает Tohatsu за счет короткого хода поршней и высокой степени сжатия. Как правило, на короткоходных двигателях максимальная мощность и крутящий момент достигается на высоких оборотах, а у двигателей с длинным ходом поршней на средних оборотах. Почему-то у Mercury урезали максимальные обороты, или это маркетинговый ход. 

Самое высокое передаточное отношение редуктора имеют опять же Suzuki и Yamaha. Чем выше передаточное отношение, тем выше крутящий момент на винте, но ниже скорость вращения винта, т.е. мотору легче крутить винт и при нагруженной лодке, лодка легче выходит на глиссер, но с потерей максимальной скорости на пустой лодке. Редукторы у Mercury и Tohatsu «скоростные» и при сочетании с высокооборотистым мотором в случае с Tohatsu (5850 об/мин), становятся еще более скоростными, но теряют при этом крутящий момент. Такие моторы предпочтительны на легких лодках без груза, т.к. имеют преимущества в максимальной скорости, но для езды с грузом можно подобрать грузовой винт.

Штатные винты у моторов кроме Yamaha имеют шаг 13. У Yamaha штатный винт обычно бывает 12 шага, реже в комплект кладут винт 13 шага.

Все эти данные были получены из интернета, так что достоверность данных я не гарантирую, кроме Suzuki (данные были сверены с паспортом моего мотора).

В итоге выяснилось что Suzuki и Yamaha более грузовые моторы с большим крутящим моментом на винте, а Mercury и Tohatsu более скоростные моторы для легких лодок.

Так как я планирую большую часть времени ездить с грузом и не собираюсь бить рекорды по скорости, выбор пал на Suzuki. По всем техническим характеристикам он чуть-чуть выигрывает у Yamaha. А также в пользу  Suzuki сыграла цена.

Mercury и Tohatsu тоже отличные моторы, но для других целей.

У каждого свои требования к моторам, правильный ли выбор я сделал покажет время.

Далее приведу фотографии момента покупки мотора и первый спуск на водные просторы реки Лена.

Первый пуск мотора порадовал тихим приятным рокотом при холостых оборотах. Ходовые качества в данный момент в полной степени не проверял, т.к. мотор находится в процессе обкатки, но уверен, что мотор меня не разочарует.

Спасибо что прочитали до конца!

 


 


 


Автор: Антоев Карл, г. Якутск

Примечание: стиль, орфография и пунктуация автора сохранены.

Отзывы о моторах Suzuki, участвующиев Конкурсе

  • Мотор лодочный Suzuki DT30RS
    • Объем двигателя 499 см³
    • Управление дистанционное
    • Контроллер д/у механический
    • Запуск ручной/электростартер
    • Подъем ручной