Всем доброго времени суток! Начну с предыстории. Расскажу, как я стал убеждённым «сузуководом».
Пролог.
Ещё в 2008-ом году, мы с отцом выбрали первый комплект:
Каютная 5М4 Люкс под мотором Suzuki DF-50TL. Всё было куплено новым и качественно собрано.
Да, да - это тот самый, легендарный трёхцилиндровый, 814-ти кубовый моторчик с приятным, мягким звуком работы и замечательной экономичностью. Не зря на форумах его зовут «Форева», что с английского переводится как навсегда, навечно. Действительно, мотор очень надёжный и экономичный. Шесть полных сезонов с конца апреля, до первых чисел ноября. Только ежегодное ТО, консервация на зиму и регламентная замена свечей. За эти годы не произошло ни одной поломки, при том, что мотору доставалось не сладко. Каютная 5-ти метровая лодка тяжеловата и обводы днища у неё не идеальны, потому работал он под хорошей нагрузкой. С оригинальным 15-ым винтом максимальная скорость не превышала 49 км/ч, а крейсерская была примерно 40 км/ч. В год мы проходили более 100 м/ч. На момент продажи наработка составила, без малого, 700 м/ч. Это были как короткие (30-50 км) выходы с покатушками на водных лыжах или рыбалкой троллингом, так и дальние походы (по 200 км) с большой загрузкой. Во время поездок на лодке у меня всегда включен трекер, для записи маршрута, пройденного расстояния и слежения за текущей скоростью. За счёт этого я могу адекватно судить о расходе. Так вот, при средней загрузке, на крейсерских оборотах (при скорости 40 км/ч) расход составлял 26-27 л на 100 км! Великолепный показатель!
Но это уже пройденный этап, как для меня, так и для компании Suzuki. С 2009 года старые модели моторов заменили рестайлинговые, серии «А». Они собрали весь накопленный опыт и достижения прошлых лет и принесли в себе технические новинки.
Часть первая. Новый комплект, новые возможности.
Мы с батей тоже получили отличный водномоторный опыт и весной 2014-ого был собран новый комплект, более подходящий под наши задачи. Это Волжанка 49 Фиш с мотором Suzuki DF-70ATL.
Речи о выборе мотора в принципе не шло. Отлично зарекомендовавший себя производитель за прошлые шесть лет внушал доверие и уважение. Тем более, что лодка имела заметный вес (400 кг с опциями без мотора), постоянную килеватость 16 градусов (обводы моногедрон, как большинство лодок этого класса) и ограничение по мощности в 70 л.с. Единственный четырёхтактный аналог такой же мощности на российском рынке другого известного производителя имел всего лишь 1 литр объёма. А тут важна не только мощность, но и крутящий момент, чтобы не пыхтеть потом с тяжёлым корпусом и при полной загрузке, выходя на глиссирование! Это мы уже проходили.
Стоит добавить несколько слов о приятных и полезных вещах. Кому как, а мне очень нравятся светлые аналоговые приборы Сузуки на панели. Цифры на ж/к дисплеях выглядят как-то «суховато».
Так же была очень положительно оценена система лёгкого запуска «Easy Start System». С одной стороны, не доставляет больших сложностей удерживать одну-другую секунду ключ зажигания, прислушиваясь к работе мотора, чтобы не передержать активированный стартер. С другой стороны, тут ничего этого не надо. Повернул ключ и сразу отпустил, а умная электроника сама прокрутит стартер ровно столько, сколько нужно. Кажется мелочь, но быстро начинаешь воспринимать это как должное, что так и должно быть, а разве бывает иначе? Есть минус, потом в машине бывает так же повернул, отпустил ключ и думаешь, почему это она не завелась. :-)
Ещё хочу удостоить внимания очень нужную электронную функцию плавной регулировки максимальной откидки мотора! Это очень полезная вещь, чтобы случайно лишнего не поднять мотор. Упереться колпаком, или перегнуть троса не очень хорошо, ведь транцы всех лодок разные! Настраивается один раз, после навески двигателя и потом просто пользуешься.
Часть вторая. Испытания и тесты.
Весной, пройдя обкатку и первое ТО, сразу началась эксплуатация на полную. Новый комплект очень нравится, истинно говорят: «К хорошему быстро привыкаешь!». Отличный крутящий момент (корни 90-ого мотора) в совокупности с большим винтом (спасибо «грузовому» редуктору) позволяет бодро ускоряться с места. На глиссирование, не задумываясь, поднимает любую разумную загрузку. Каюсь, превышал паспортную. Было нас тогда 6 чел, а так же много еды, питья, вещей и топлива. Суммарный полезный вес составил примерно 570 кг, а общий вес гружёного комплекта около 1200 кг. Никаких проблем и беготни по салону не возникло, а максимальная скорость составила 57 км/ч!
О буксировке ватрушки, лыжника или вейка вообще молчу. Выдёргивает сразу.
Было удивительно, что лодка стала шире, просторнее, тяжелее, мотор значительно большего рабочего объёма и веса, а вот расход, как будто, остался прежним. Мы, конечно, видели наклейку на колпаке «Lean Burn», но, как говорит мой папа: «На заборах тоже много чего пишут». По началу не придали значения.
Меня же не устраивало отсутствие точных данных по расходу топлива, и начались замеры, благо привычку свою кататься с включенным трекером не бросил. Оказалось, что эта система использования обеднённой смеси реально работает, да ещё как! С оригинальным алюминиевым винтом 21-ого шага, расход на оборотах порядка 4000 составил 28-29 л на 100 км! И это при скорости 44-45 км/ч! Такую разницу расхода с прошлым комплектом «на глаз» не почувствуешь. Результат нам очень понравился. Да, конечно, если жать ручку до полного, катать лыжника или вейк, при постоянных циклах «стоп/выход на глиссирование», расход подскакивает до 32-34 л на 100 км, но ведь и это не много, при совсем других нагрузках! Постоянно же так не ездишь. Тем более, показатели скорости очень значительно выросли, по сравнению с прошлым комплектом.
Редуктор с передаточным отношением 2.59:1 позволяет устанавливать на эту «семидесятку» винты большого диаметра и шага. А как мы знаем из теории, кпд гребного винта в потоке выше при более медленной редукции. Наш случай. Ниже привожу данные по оригинальным винтам Suzuki, которые мне довелось испытать. Оговорюсь сразу, что навеска мотора максимально высокая, для использования с алюминиевыми винтами без прохватов воздуха (тут на 4,5 см антикавитационная плита мотора выше киля лодки).
Все замеры скорости проведены с одним человеком (только обязательное оборудование и снабжение) и 20 л бензина в баке.
Оригинальные алюминиевые винты Suzuki:
- 3х13,75х17 – 6200 об/мин – 63 км/ч (перекрут, винт не оптимален)
- Крейсер – 4200 об/мин – 42 км/ч
- 3х13,75х21 – 5600 об/мин - 68 км/ч (отличный баланс, мой основной)
- Крейсер – 4200 об/мин – 50 км/ч
- Оригинальный стальной винт Suzuki:
- 3х14х20 – 5800 об/мин – 65 км/ч
- Крейсер – 4200 об/мин – 47 км/ч
Наклеил на лодку и мотор акулу, чтобы подчеркнуть агрессивный характер комплект
Про сталь замечу, что винт не для моего комплекта. 14 диаметр для моторов Сузуки 100+ л.с. Тут бы лучше подошёл оригинальный стальной, 21 шага и меньшего диаметра, но его не нашёл попробовать. Тем не менее, из-за грузовой редукции, даже этот DF-70A очень весело раскручивается с 14х20. С места даёт очень мощный «пиннок под зад» и последующее ускорение, как раз за счёт хорошего крутящего момента. Не правы те, кто говорят, что «грузовая» редукция только для огромных тяжёлых «барж». Эти люди просто не умеют подбирать оптимальный винт.
Эпилог.
Вот и закончился в Самарской области водномоторный сезон 2016, третий полный сезон для нашего DF-70A. Как всегда, рыбалка до морозов. Абсолютно никаких нареканий по холодным осенним пускам. Всегда всё чётко, в любую погоду.
Проведено плановое ТО, мотор законсервирован за зиму и комплект поставлен на хранение... Наработка подвесного мотора составила 320 м/ч. Надежды о беспроблемной эксплуатации Suzuki полностью оправдывает. Это просто замечательно, потому что когда ты хочешь качественно отдохнуть на природе в свой выходной, последнее, с чем ты желаешь столкнуться – это какие либо проблемы с мотором. Именно поэтому в душе живёт большая радость и благодарность компании Suzuki, за их надёжную, комфортную в эксплуатации технику! За многие часы подаренного счастья и радости мне и моим близким - «полёта по воде»!
P.S.: Теперь, длинными зимними вечерами, остаётся только смотреть фотографии отличного отдыха на воде прошлых лет. И мечтать о следующем сезоне в котором, я уверен, Suzuki не подведёт.
Не только мне нравятся аналоговые приборы на панели управления:-)
В наших заливах
Приливы и отливы случаются не только в морях :-)
Дальневосточный салют, теперь и в европейской части России!
Автор: Ивкин Виталий
Примечание: стиль, орфография и пунктуация автора сохранены.
-
Мотор лодочный Suzuki DF70ATL
- Объем двигателя 1502 см³
- Управление дистанционное
- Контроллер д/у механический
- Запуск электростартер
- Подъем гидравлический
Другие отзывы о моторах Suzuki